Если щенок физически здоров, он весел, активен, потягивается и отряхивается, у него прекрасный аппетит, глазки и шерсть блестят, кал сформированный, коричневого цвета, температура ко второму месяцу колеблется в интервале 38,5— 38,7 °С.
(В литературе разброс 37,5—39 °С дается с учетом возраста и физиологического состояния: взрослые кобели имеют температуру на нижней границе, беременные, щенки до месяца — по верхней границе.)
Здоровый щенок должен создавать ощущение гуманитарной катастрофы квартирного масштаба. Он лезет всюду, пробует на зуб все, до чего может дотянуться, нападает на ноги и тапки, скачет скособоченным галопом, ударяясь об углы в неясном направлении, его глазки постоянно шкодливо бегают, он может заснуть во время игры с игрушкой в зубах и мордочкой в миске, где угодно, там, где его «выключил» витальный рефлекс регуляции сна и экономии сил. Если у человека возникает впечатление, что щенок дома не один, а их много, то могу вас уверить — он здоров и абсолютно нормален.
Если щенок пытается пропихнуть упитанное брюшко под ванну, нырнуть в банку с краской, рухнуть с балкона, он не тупица и не самоубийца: его туда влечет рефлекс саморазвития — исследовательский. Он познает мир, накапливает и перерабатывает информацию. Щенок учится выстраивать короткие логические цепочки, то, что он любит всех, не пугайтесь, это со временем пройдет: в детстве его окружают только свои, родители чужака не подпустят.
В институте физиологии им. И. П. Павлова Академии наук выделено 4 периода индивидуальной жизни собак до полового созревания (см. 6. Учет возрастных изменений).
1. С 1-го по 18—31-йдень. Безусловно-рефлекторная адаптация. Мозг растет, щенок понимает, что, кроме мамы, есть мир, который можно ощутить.
2. С 18—21-го по 30—35-й день. Первичная условно-рефлекторная адаптация.
Мозг растет, появившийся опыт обогащается. Щенок знает, что если братика укусить, то будет весело, а если пришел человек и позвал,— будет еда.
3. С 5—6-й по 8—12-ю неделю. Экзальтационный. Наиболее важный для воспитания, дрессировки; начало закрепления хозяина. Щенок накапливает жизненный опыт, быстро вырабатывает условные рефлексы, пик исследовательского рефлекса (1,5—4 месяца). Чем больше знаний и информации получит щенок в этот период, тем лучше. Корни многих фобий и конфликтов — тоже здесь.
4. С 3—4-го по 6—7-й месяцы. Формируется тип особенностей нервной системы. Разделение на «своих и чужих». С 3—4-гомесяцев щенок уже личность. А к концу 4-х месяцев — ярко выраженная личность. Воспитывая (с элементами дрессировки)щенка в этот период, будьте любезны, считаться с его индивидуальностью. Очень часто встает вопрос: мальчик или девочка? Решите это заранее.
Девочки легче дрессируются, более послушны, меньше интересов вне дома, менее склонны к побегам в определенные периоды жизни, более привязчивы, реже дерутся. Но во время течки, чтобы не пачкали в квартире, надо надевать «памперсы», а на прогулке хозяину в этот сложный период отгонять женихов. В физиологически трудные периоды у них меняется поведение, они становятся более чувствительными и ранимыми. Если ваша дама «пойдет в разведение» и станет племенной сукой, то ее беременность, роды, выращивание щенков до 45 дней ложатся на ваши плечи.
Мальчики более импозантны, любопытны, у них богаче внутренний мир, агрессивней, больше интересов вне дома, самостоятельней, сильней и активней, уважают себя, требуют уважения к себе, «влюбленные по переписке» могут затосковать, переходный период (из щенков в собаки) проходит более выражено, чаще претендуют на роль лидера в семье, умеют дружить и более интересны в проявлении своих душевных движений.